Раздел ведет Татьяна Вениаминовна Шипунова, педагог-психолог МБУДО "ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

 

Консультация "Психологические особенности подросткового возраста"

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 4 - 8 классах, это охватывает возраст от 10 - 12 лет до 14-15 лет. Этот возрастной период называют еще «переходным» «трудным» или «критическим». Кульминационная точка подросткового кризиса приходится на возраст 13 - 14 лет, хотя возможны индивидуальные варианты. 8 класс - начало длительного и одного из самых важных периодов в развитии ребёнка, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.Ж. Рyccо).

Основное содержание этого периода - переход от детства к взрослости. В этот период идет физическое, умственное, нравственное и социальное развитие и происходит становление качественно новых образований: появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания типа отношений со взрослыми и сверстниками, интересов, познавательной и учебной деятельности.

Важным фактором развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей. Однако этот процесс становления нового растянут во времени, он зависит от многих условий и поэтому может происходить неравномерно. Это определяет в подростке сосуществование "детскости" и взрослости".

В жизни современных школьников есть моменты двоякого рода:

1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учебой и отсутствие у них других обязанностей);

2) моменты овзросляющие (поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, занятость родителей и как следствие этого - ранняя самостоятельность детей).

Подростковый период является трудным и критическим:

происходит коренная смена прежних особенностей, интересов, ребенок часто не поддается воздействиям: у него появляются разные формы непослушания - упрямство, грубость, негативизм, демонстративность, своеволие, протест, бунт, отрицательное отношение к требованиям взрослых, ревность к собственности. И если у 3-х летнего ребёнка это проявляется в нежелании делиться своими игрушками, то у подростка - требование ничего не трогать у него на столе, не заходить к нему в комнату, а главное «не лезть к нему в душу».

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка, развертывается процесс полового созревания.Часто подростковый возраст называют пубертатом, то есть половым созреванием, временем появления вторичных половых признаков. Пубертатный скачок - это резкие, качественные изменения в организме. Это связано с активацией деятельности желез внутреннем секреции, в частности, гипофиза, что дает скачок в росте. Развивается костная и мышечная система, изменяется состав крови, кровяное давление. Наиболее интенсивно это приходится на 11-13 лет у девочек и 13-15 - у мальчиков. Особое внимание на возраст 13 лет, так у девочек преимущественно первая стадия заканчивается или интенсивно протекает, а у мальчиков только начинается. Среди запросов к психологу проблемы, связанные с пубертатом, занимают существенное место. Потому, что физиологические изменения оказывают огромное влияние на подростка, на его поведение и душевное состояние. Импульсивность, обидчивость, частая и резкая смена настроений, плач без причины, чередование всплесков активности и резкой истощаемости, неадекватные реакции. Утомляемость - является одной из причин так называемой подростковой лени - это жалобы на то, что не может прямо стоять, хочет прилечь, у меня нет сил, - причина в усиленном росте, который требует много сил и выносливости.

В настоящее время наблюдается акселерация физического развития - сдвиг на 2 года раньше. Увеличивается рост и мышечная масса. Развитие мускулатуры у мальчиков идет по мужскому типу, у девочек - по - женскому. Это придает представителям каждого типа соответственно черты мужественности и женственности. Надо помнить, что мышцы подростка утомляются быстрее, чем у взрослых, и неспособны к длительным напряжениям, это необходимо учитывать при занятии спортом и физическим трудом. В этом возрасте наступает потеря гармонии в движениях - недостаточная координация, неловкость, угловатость, неуверенность, суетливость.

Особого внимания требует проблема внешности. Биологическое созревание" ведёт к изменениям внешности, она та часть Я человека, которая открыта для оценки со стороны окружающих, причем подростки воспринимают её как оценку своей личности. Собственная внешность, внешность других в глазах подростка имеет большое значение. Особенно соответствие внешности нормам, эталонам, принятым в группе. Проблема внешности вызывает у подростков желание это обсуждать, сравнивать себя с кем-то. Существует мнение о «кризисе» подросткового возраста. Но наука доказала (Выготский), что наличие кризиса зависит от отношения подростка со средой и взрослыми. Подросток стремится перейти в группу взрослых и пользоваться привилегиями, которых нет у детей. Он не считает себя ребенком (маленьким), но и взрослые не принимают его как равного. Эти отношения и являются причиной кризиса переходного- возрастав. Поэтому быть или не быть «кризису» в подростковом возрасте во многом зависит от социальных факторов, от отношения взрослого к подростку.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является чувство взрослости. Подросток уже не считает себя ребенком, у него появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. В этом возрасте он сопротивляется требованиям, которые охотно раньше выполнял. Существующий в детстве тип отношений со взрослыми становится для него неприемлемым. Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослым на равных.

Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый перестраивает свое отношение к подростку. Но переходу к новым отношениям между ними препятствуют следующие моменты: его полная материальная зависимость, привычка взрослого направлять и контролировать его, сохранение у подростка детских черт в облике и поведении, отсутствие умений действовать самостоятельно, Все это позволяет взрослому относиться к нему как к ребенку, который должен подчиняться, слушаться. Однако такое отношение взрослого противоречит не только стремлениям подростка, но и задачам воспитания. Развитие социальной взрослости подростка необходимо для подготовки к будущей жизни»

Если взрослый не изменяет отношение к подростку, то конфликт становится хроническим. Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. Это очень сложная проблема. Трудности в общении исчезнут, если отношении между взрослым и подростком строятся по типу дружеских или имеют форму сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи, доверия.

Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение - своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него другом и образцом.

Часто развитие взрослости у подростка идет через подражание: курение, употребление алкоголя, лексикон, взрослые игры, особые манеры, кокетство, украшения и.т.д. Это самый легкий способ достижения взрослости, видный всем. Усваивается все, что представляется популярным. Очень опасно, когда подростки подражают особому стилю "веселой, легкой" жизни, при этом учение, познавательные интересы, как правило, утрачиваются. Такое направление в развитии взрослости крайне неблагополучно. Другое направлении в развитии взрослости связано с ориентацией мальчиков-подростков на "мужской идеал, качества настоящего мужчины", подростки стремятся походить на них. В классе возникает иерархия по силе. При недостатках в нравственном воспитании (в группе подростков) может возникнуть культ силы, смелости. Поэтому важно воспитать у подростков правильное представление о качествах мужественности в их нравственном содержании.

Подростки ориентируются на взрослого как на образец в деятельности.

Участие в деятельности наравне со взрослым формирует -у подростка чувство ответственности, самостоятельность, чуткость и т.д.

Если рядом нет такого позитивного примера для подражания, подросток может переключиться на "улицу", взрослых ребят с "негативным поведением".

Начало подросткового возраста - самое благоприятное время для обучения различным "взрослым" умениям. Ребят надо включать в соответствующие занятия взрослых на правах помощника, доверия взрослых импонирует подростку и он старается оправдать его.

В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности и познавательных интересов. Содержание познавательной деятельности часто выходит за пределы школьной программы. Ребенок часто склонен к самообразованию, обращаемся к справочной литературе. Нередко, при таком стечении обстоятельств уже в младшем подростковом возрасте складываются определенные профессиональные интересы, которые не меняются до конца школы. Чем определеннее и устойчивее представление подростка о будущей профессии, тем раньше происходит дифференциация знаний на "нужные" и "ненужные", "важные" и "неважные". Любопытство и любознательность - важные качества в этом возрасте. Подросток открыт для восприятия нового, интересного, как губка впитывает разные знания. Наша задача, роль взрослого использовать это позитивно.

Часто родители замечают, что сын или дочь отдаляется от них, живет своей жизнью, рвется из дома к друзьям. Для подростка очень важным становится общение со сверстниками. Меняется ведущий тип деятельности, если раньше это была учёба, интересно было учиться, то сейчас ведущим становится - общение, отсюда неуспеваемость, и даже отметка перестает играть главную роль в учебе. В 13-14 лет наиболее значимо групповое общение, принадлежность к группе играет для подростка важную роль. Помимо прямого общения большую роль играет так называемая подростковая субкультура, определенные вкусы, интересы, взгляды, мода. Следует подчеркнуть, что несмотря на ослабление влияния семьи и увеличение роли сверстников, благополучие, нормальное развитие подростка в прямой зависимости от семейного воспитания. В этот период ровесники не заменяют семью. Главным новообразованием является то, что подростки учатся общаться, овладевают коммуникативными навыками, поиск причин привлекательности, неуспехов в общении. Отношения между мальчика ми и девочками в этот период претерпевают существенные изменения: появляется интерес друг к другу и к собственной внешности. У младших подростков в этот период интерес выражается специфически - в «задирании» девочек. Позже появляется скованность, робость, стеснительность. Интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек, появляются группировки. В 12 лет меняются социальные роли в классе: «овечки» в связи с более ранним развитием, берут на себя все лидерские роли. Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немаловажное значение в развитии личности подростка. Школа и учеба занимают большое место в жизни подростков, но не одинаково для всех. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности общения со сверстниками, но учеба от этого страдает. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забытьо друзьях.

При переходе в среднюю школу значительно осложняется учебная работа подростков; вместо одного учителя появляются несколько новых и у каждого своя манера объяснения и опроса, неодинаковые требования, отношение к детям, которых учителя еще плохо знают. Идет трудный процесс приспособления. Появляется дифференцированное отношение к педагогам. Подростки ценят учителей знающих и строгих, но и справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснить материал, вовлечь учащихся в работу на уроке и сделать ее для всех продуктивной.

У младшего подростка отношение к предмету, прежде всего, зависит от отношения к учителю и получаемых оценок. Многим нравится то, где они успешны.

В подростковом периоде расширяется понятие учение, т.к. в этом возрасте приобретение знаний нередко выходит за пределы школы, школьных программ, и осуществляется целенаправленно. У значительной группы учащихся появляется устойчивая склонность к умственной работе, стойкий интерес к определенным учебным предметам, учение может превратиться в самообразование.

В средней школе учащимся предстоит овладеть большим объемом знаний, усвоение этих знаний требует более высокого уровня интеллекта, привычка заучивать путем неоднократного повторения здесь не проходит.

В 8 классах развитие подростков имеет большое значение для формирования перспективы на будущее. Но этот сдвиг в формировании профессиональных намерений происходит не у всех, некоторые полностью живут настоящим.

Вступление ребенка в подростковый период знаменуется также качественными сдвигами в развитии самосознания.

Исследовательские данные свидетельствуют, что полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте является более значимым для сохранения психического здоровья через длительный промежуток времени, чем достижение больших успехов в учебе, только умственное развитие. Те, школьники, которые в 12 - 14 лет были ориентированы исключительно на семью и мир взрослых во взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем как личных, так и служебных.

Особенности подросткового возраста

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют со взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

· Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками

· Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять

· Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания

· Культивировать значимость образования

· Стараться вкладывать в его сознание приоритеты

· Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»

· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства

· Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых

· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.

· Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

· Живите во имя своего ребенка

· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам

· Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей

· Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

 

Тренинг сплочения для старших школьников

Занятие 1.

 Принятие правил тренинга:

- Доверительный стиль общения. Одно из условий тренинга – высокая степень доверия участников друг другу независимо от жизненного опыта, положения в группе и других обстоятельств. Чтобы приблизиться к этому, предлагаю принять форму обращения друг к другу на «ты».

- «Здесь и теперь». Многие люди избегают говорить о том, что они думают и чувствуют, чтобы не показаться смешными. Работает механизм «психологической защиты». Но основная наш цель сегодня – увидеть свое отражение в группе как в зеркале. Поэтому во время тренинга все говорят только о том, что волнует каждого здесь и сейчас, что происходит с группой.

- Персонификация высказываний. Предлагаю на время тренинга отказаться от безличной формы высказываний, которая помогает скрывать собственную позицию. Лучше говорить: «Я думаю…» или «Мария меня не поняла…».

- Искренность. Во время занятия говорим только то, что думаем и чувствуем по поводу происходящего, то есть правду. Если нет желания говорить искренне, то молчим. Никто не обижается на высказывания других членов группы, даже если захочется. Напомню, что группа должна сыграть роль психологического зеркала.

- Конфиденциальность. Все, что происходит в группе, не следует выносить за пределы группы.

- Отказ от непосредственных оценок. Обсуждаем не человека, а его высказывания и поступки.

- Активность. Стараемся активно участвовать в происходящем.

- Самоанализ. После некоторых упражнений осмысливаем трудности, с которыми пришлось столкнуться. Каждый имеет право поделиться своими впечатлениями и ощущениями.

Обсуждение. Голосование.

Упражнение "Давайте познакомимся"

Цель: возможность быстрее узнать друг друга и вступить в общение.

Встаньте в круг, передавайте друг другу мяч, называя имя того, к кому попадает мяч.

Упражнение "Приветствие"

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение "Времена года"

Цель: Разрядка, знакомство,  сплочение группы. Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных - угадать какое.

Упражнение "Построиться по..."

Цель: Разрядка, сплочение группы. Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний - зависит не от него, а от оцениваемого критерия.

Упражнение "Поиск общего"

Цель: Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности. Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

Упражнение "Пожелания"

Цель: подкрепление положительных эмоций. Передайте мяч тому, кому хочется, со словами: "Я желаю тебе..."

Занятие 2.

Упражнение "Приветствие"

Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями. Разделитесь на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Поприветствуйте друг друга: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

Упражнение "Снежный ком"

Цель: облегчить запоминание, разрядить обстановку. Каждый по кругу будет называть предыдущих, потом свое имя с прилагательным на первую букву имени.

Упражнение "Имена-качества"

Цель: Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности. Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву, что и имя  (например, Лариса - любовь, Сергей -скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.

Упражнение "Вопросы на бумажках"

Цель: Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант-на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Возможный уход от серьезной работы - например, написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой вопрос - «отмазку».

Упражнение "Мозговой штурм"

Цель: Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем. Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам (см. приложение). Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.  Техническое обеспечение -ватман, маркеры разных цветов.

Упражнение «Я никогда не...»

Цель: Знакомство в игровой форме, разрядка Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не...» (например, «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по- честному.  Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека

Упражнение "Мне сегодня"  Цель: подвести итог тренинга. Каждый высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что ..."

Занятие 3.

Упражнение "Социометрия"

Цель: знакомство и создание доверительной атмосферы.

Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя...

 Упражнение "Оценка ситуации": Цель: Осознание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации. Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценки этих событий каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д.  Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Упражнение «Письмо себе из прошлого»: Каждый себе пишет письмо-наставление, сохраняет у себя.

Упражнение «Карта жизни»: Каждый рисует свою карту жизни с подписями. Все выкладываются на стол и анализируются самые лучшие.

Упражнение «Батискаф»: две подгруппы, по очереди загадывают слово, которое без слов должен показать человек своей подгруппе. Остальные должны угадать

Упражнение «Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.

 

Произвольность в поведении дошкольника

Прежде чем рассмотрим, как осуществляется формирование произвольности у детей, обратимся к понятию произвольности. Под произвольностью в психологии рассматривают конкретную мотивационную функцию. Касаемо старших дошкольников данная функция направлена на сформированность психологической готовности к обучению в школе. Произвольность также определяют как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Конец дошкольного детства - это период сильных изменений в психике детей. У них начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети проявляют социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно. Дети способны сознательно и произвольно регулировать свою деятельность. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, дети не смогут соблюдать школьные правила. У них возникнут в процессе обучения серьезные трудности. Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение,  необходимое для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Готовность к  школе требует от дошкольников беспрекословного подчинения требованиям учителя, выполнения правил поведения в школе, умений организации самостоятельной деятельности. Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это  произвольность поведения, саморегуляция психических процессов, в том числе внимания, памяти и т.д. Коротко рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте.

Произвольность включает следующие умения:

  • Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу
  •  Ориентация на выполнение заданных требований.
  • Быть внимательным к говорящему,  готовность выполнять задания говорящего.
  • Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Если у ребенка развита произвольность поведения, то он умеет управлять своими поступками, контролировать свое настроение. Регулирование своим поведением связано с процессом созревания у ребенка лобных отделов в коре головного мозга. В 7 лет они еще не сформированы, поэтому ребенку сложно управлять поведением. Для того, чтобы ускорить процесс развития необходимых структур головного мозга, необходимо работать над физическими способностями дошкольников. Именно данный процесс способствует развитию воли и произвольности на физиологическом уровне. Так как произвольность поведения - это осознанное действо,  то она поддается формированию. Каждый ребенок способен воспринимать информацию, обращенную к нему, понимает, что от него требуется. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста есть требование осознания собственных действий и поступков. Они могут преодолевать непосредственное поведение по ситуации.

И тут стоит сказать о том, что детям в дошкольном возрасте сложно научиться воспринимать и выполнять инструкции, которые даются ему со стороны взрослого.  Но это и есть первый шаг к практическим навыкам ребенка владения собой, своими поступками, поведением. К сожалению, родители очень не правы, если думают, что для послушания их чада достаточно лишь нравоучительных бесед и убеждений. Одними словами поведение ребенка не исправишь. Это нам, взрослым, понятны поведенческие нормы, а ребенку сложно оценить их важность. Говорить с ребенком надо, но делать это надо не настойчиво, доброжелательно, возможно, с элементами занимательности, лучше в игровой деятельности.

Роль общения в становлении произвольности поведения дошкольников

Общение, включенное в определенную деятельность,  помогает ребенку осознать свое поведение.  В процессе общения с другими детьми, родителями, воспитателем у детей старшего дошкольного возраста развиваются очень важные качества - самостоятельность и осознанность. Именно эти качества являются предпосылками произвольности. Интересно, что за формирование произвольности у детей и развитие самостоятельности, осознанности, как факторов целенаправленной деятельности детей старшего дошкольного возраста,  отвечают лобные доли головного мозга. Эти области мозга окончательно бывают сформированы к возрасту 4-6 лет. В это время дети и начинают контролировать свои действия. Это и есть задатки произвольности. В общении с другими людьми зарождаются способности к саморегуляции поступков и действий.  Общаясь с детьми в группе, малыш учится поступать так, как его просят.

Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста

Лучшей деятельностью для ребенка является игра, еще лучше, если это игра с правилами. Через конкретные правила дети учатся контролировать свои желания, регулировать поведение. Сознательно действуя по правилам, дети учатся ограничивать себя в чрезмерной активности, идет развитие осознанности и ситуативности поведения. Каждая игра, даже самая простая, имеет определенные правила, управляющие и регулирующие действия детей старшего дошкольного возраста.  В игре дети находятся в интересной совместной деятельности, им естественно подчиняться игровым правилам. Эти правила являются своеобразным регулятором действий ребенка. Как это происходит? Сначала дети следят друг за другом, контролируют, как другие соблюдают правила игры, а затем стараются следить и за своим поведением в игре. Постепенно это переходит на жизненные поступки.

Каковы этапы формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Первый этап начинается уже в первые месяцы жизни ребенка. Ребенок этого возраста произвольно направляет свои движения к предметам. На следующем этапе (когда уже начинает развиваться речь) ребенок  проявляет речевое регулирование. Затем ребенок учится выделять и осознавать правила. Эти правила и регулируют детское поведение. И, наконец, поведение ребенка регулируется им вполне осознанно. Произвольность поведения - это значит не только следовать заданным правилам, но также и отказ выполнять что-либо запрещенное или нежелательное. Здесь можно сравнить произвольность поведения с волевым действием, которое имеет развитие уже в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей жизни человека. Но, чем раньше будет сформирована произвольность, тем скорее ребенок адаптируется в социуме. В обществе не любят тех, кто поступает вопреки социальным правилам. Поэтому каждому уже с детского сада  надо уметь контролировать и направлять свои поступки согласно нормам морали в обществе.

Какие произвольные умения формируются в детском возрасте?

Родители всегда учат детей старшего дошкольного возраста выполнять определенные действия. К первым произвольным действиям относятся - умение правильно сидеть, правильно держать ложку. Затем уже воспитатели требуют от детей старшего дошкольного возраста сидеть на занятии спокойно, не крутиться и не бегать по группе.  Так начинается формирование произвольности будущих первоклассников. Сначала дошкольникам трудно выполнять инструкции воспитателя, но постепенно они привыкают следить за собой, следят за положением тела во время занятий, следят и контролируют также и свои психические процессы. Психическими процессами называют группу психических явлений, или составные элементы психики. Произвольность психических процессов для дошкольника, особенно старшего дошкольника, очень важное условие успешного обучения в школе. Особенно важны в этот период развитие произвольного внимания и, как следствие, целенаправленное формирование произвольности у детей. Это необходимо, чтобы будущий первоклассник мог спокойно сидеть на уроке, не отвлекаться от темы, следовать инструкциям учителя. Далее рассмотрим, каким образом формируют произвольность внимания, памяти, мышления, восприятия.

Формирование произвольности внимания у дошкольников

Внимание - это психический процесс или состояние, когда ребенок концентрируется на заданной информации, стараясь не отвлекаться. Внимание не отделяют от мышления, памяти и других психических состояний. Ведь ребенок внимателен, когда его мысли направлены на то или иное явление. Произвольное внимание это способность дошкольников сознательно направлять внимание на объект. Развитие такого внимания связано с формированием воли ребенка. Произвольному вниманию свойственна активность. Ребенок под действием воли принимает или отвергает информацию. Развитие произвольного внимания и в целом формирование произвольности у детей зависят от развитой речи, как второй сигнальной системы. Внимание дошкольников направляется на определенную информацию или объекты только путем вербально представленной задачи.

Как формировать произвольность восприятия?

Формирование произвольности восприятия начинают уже в раннем возрасте. К примеру, малышу показывают картинку, где изображены дети на катке. У кого - то выпала варежка. На снегу лежит варежка. Ребенок должен определить, кто же из катающихся ребят потерял варежку.  Это упражнение действует таким образом - ребенок смотрит на детей старшего дошкольного возраста по очереди, на варежку. У ребенка развивается произвольное восприятие, он быстро определяет по цвету (восприятие цвета), у кого варежка на руке такого же цвета, что и потерянная варежка.

Произвольность запоминания или памяти

Память представляет собой процесс хранения и воспроизведения любой информации, или по-другому - запоминание. Благодаря памяти информация или события, спустя некоторое время, воспроизводятся. Произвольная память всегда целенаправленна, тесно связана с вниманием, мышлением и волевых действий.

Произвольность запоминания - очень важное качество для дошкольника, ведь в школе ему придется много запоминать учебного материала.  Развитие произвольного запоминания осуществляется тогда, когда воспитатель или другой взрослый просит запомнить понравившийся стишок. Или запомнить картинки, а потом назвать, что на них было изображено.

Формирование произвольности у детей в мыслительной деятельности

Управлять мышлением в детском возрасте очень сложно. Например, решая головоломку, ребенку приходится перебирать различные варианты. Ребенок от одного варианта переходит мысленно к другому варианту, и этот процесс происходит произвольно, что необходимо для развития произвольности дошкольника. Формирование произвольности у детей в гру